МБОУ "СОШ №12" им. И.П.Крыжановского" г.Симферополя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12"ИМ. И.П.КРЫЖАНОВСКОГО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МБОУ "СОШ №12" им. И.П.Крыжановского" г.Симферополя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12"ИМ. И.П.КРЫЖАНОВСКОГО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Как известно, 2017 год объявлен годом экологии в нашей стране. Среда, в которой мы живем, подвергается сильному негативному воздействию деятельности людей. И ответственность за это ложится на каждого члена нашего общества. Очень важно это понять и донести до каждого учащегося. Важно не только говорить об этом, но и личным примером показывать, как нужно вести себя, общаясь с природой родного края. Каждый хозяин своего дома или квартиры регулярно заботится о чистоте своего жилища, территории вокруг дома. Нужно, чтобы эта забота на этом не заканчивалась, а распространялась на улицу, на весь город и на леса, окружающие его.
Юбилей у «Зелёной планеты»
Уже в 15-ый раз стартовал Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета», проводимый по инициативе Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» при поддержке государственных, общественных, научных и культурных учреждений и организаций России.
В 2017 году Форум приурочен проведению Года экологии.
Целью конкурсов по шести номинациям стало привлечение общественного внимания к вопросам сохранения биологического разнообразия. Среди основных задач определены следующие: систематизировать результаты многолетней экологической деятельности детских коллективов; развивать у детей и подростков умение выражать своё отношение к природным и культурным ценностям через результаты исследовательской, творческой и художественной деятельности; формировать у юных жителей страны экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством
В честь года экологии Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому в школе на уроках и внеклассных мероприятиях сообщаются знания в области экологии, формируется бережное отношение к природе в целом. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы
В МБОУ « СОШ №12» определены цели и задачи для воспитания и формирования экологической культуры:
1.Организовать работу в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
2.Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека.
3.Формировать у учащихся чувства прекрасного, расширять представление природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.
4.Воспитание любви к родной природе.
Задачи работы:
Включение учащихся в природоохранную деятельность, через реализацию следующих задач:
1..Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы(воздуха, воды. почвы).
2.Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, рек.
3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды. которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.
Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важную роль в этом воспитании дает не только теоретическое изучение детьми основ экологии, как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей.
Во-вторых, они много времени проводят на свежем воздухе, а, следовательно, при правильно организованной работе и сочетании ее с играми происходит закаливание и укрепление здоровья детей.
А в-третьих, общение с живой природой помогает детям расти добрыми и отзывчивыми.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Главное, уметь убедить детей в необходимости данной работы. Показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от оставления все как было. Все начинаю с экскурсии на природу, мы отдыхаем. Затем начинается разведка. С красиво ухоженных мест невольно переходим к свалке бытовых отходов, ближайшей лесопосадке или лесу, а может быть просто пустырю или двору, где можно посадить аллею деревьев. Ребятам такой контраст не нравится, и мы начинаем выпускать листовки-обращения и вывешиваем их на людных местах. Сами занимаемся уборкой.
На что мы способны?
Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных направлений программы является эколого-краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках окружающий мир, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы:
ЭКОУРОКИ:
«Хранители воды»
«Разделяй с нами»
Всероссийский урок экологии
-поисково — исследовательские (— конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов о природе, фото-, видео-материалы «По родным местам», поделок из природного материала)
-игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
Викторины: «Родной край», «Заповедный Крым»
Посещение зоологического музея КФУ
Экскурсия в парк КФУ по темам: «Золотая осень» и «Весенние первоцветы»
Участие в муниципальных конкурсах:
«Птица года»
«Первоцвет»
«За гуманное отношение к животным»
«Кормушка»
«Живи в стиле Эко»
Фото — конкурсы «Природа родного края»
«Сохраним природу – сохраним жизнь»
— познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды»
Конференции в 10 – 11 кл., посвященные экологическим проблемам и др.)
Экологическая тропа – поход на Чатыр — Даг и Кутузовские озера
-пропагандистская работа. Листовки огромный эффект дает фотовыставка, которую мы проводим в школе. Кроме этого мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с малышами, с природными материалами в мастерской «Природа и фантазия». Но главное, мы учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примером. Если мы идем с детьми в поход, то делаем все именно так, как мы их учили. Да и учить их лучше в лесу, у костра.
-продуктивные (озеленение школьных рекреаций». В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в школе за прошедший учебный год была проделана следующая работа:
1. Ежемесячно проводили экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
Провели в школе:
— Конкурс экологических знаков “Берегите землю”
Конкурс кроссвордов и ребусов “Твои соседи по планете”
1.Чувство прекрасного.
Книга, в которой опубликованы списки, содержащие данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.
Природные парки, предназначенные для организованного отдыха людей природных условиях.
Виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате прямого истребления, разрушения мест обитания.
Виды животных и растений, численность и ареал распространения которых сокращается.
Конкурс плакатов – призывов “Живой мир ждет твоей помощи”, например
Лес способен и лечить, и радовать.
Не беречь его — себя обкрадывать.
Богатство лесов береги и храни —
Тебе благодарными будут они.
Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.
— Не надо ломать ветки, нельзя качаться на них.
— Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.
— Не разжигать костров под деревьями, там, где много сухой травы, где располагаются сухие пни.
— Нельзя рвать охапки цветов. Все равно потом придется выбросить, так как они завянут.
Принимали участие в акции «Они из Красной Книги», Каждую весну мы печатаем листовку под названием «Внимание, первоцветы». В ней мы объясняем людям, что многие из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести их домой. Надо сказать, что к нашим листовкам даже коммерческие структуры относятся с уважением и не срывают их с дверей своих магазинов, чего нельзя сказать о других объявлениях. Подобные листовки, но уже по поводу сохранения елей в лесу мы расклеиваем перед Новым годом.
Проводим праздники «День птиц»,
В школе систематически проводятся натуралистические экскурсии в определенной последовательности, по сезонам года в соответствии с тематикой учебной программы и внеклассной работы. Практически все натуралистические экскурсии носят комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек – природа – общество.
1. «Как растения готовятся к зиме»
«Зимние явления в жизни растений»
Благоустройство пришкольного участка— высадка зеленых насаждений весной и осенью. Проведение лекций среди младших классов по теме» Заповедники и заказники России»
27 января в нашей школе прошли классные часы, выставка рисунков и большое театрализованное мероприятие на экологические темы. Все эти мероприятия были приурочены Году Экологии – 2017 в Российской Федерации. Ребята прониклись проблемами экологии в нашем родном Крыму и в очередной раз убедились в необходимости беречь природу.